Цифровые технологии влияют на образовательный процесс, взаимодействие между его участниками, задают новые ориентиры и вызовы. Особое значение имеет цифровизация дошкольного образования — первой ступени на всем пути обучения. Как использовать технологии на пользу детям и не навредить им, обсудили на круглом столе в Аналитическом центре.
«Вопрос цифровизации очень важный. Это тренд развития государства: в документах стратегического развития у нас определено, что это направление является одним из ключевых в рамках трансформации. Поскольку мы говорим о системе дошкольного образования, мы понимаем, что и на других ступенях образования (вплоть до высшего) у нас должна быть преемственность», – рассказала эксперт АЦ Инна Каракчиева.
Она отметила, что цифровизация дошкольного образования влияет на методологию обучения, подготовку кадров, работу с родителями, открытость системы и нормативно-правовое регулирование. «Современные дети с рождения попадают в среду, где есть технологии виртуальной и дополненной реальности. Наша задача – грамотно выстроить образовательный путь ребенка и взаимоотношения с родителями, пожелания которых тоже изменились», — добавила эксперт.
Начальник отдела дошкольного образования Департамента государственной политики управления образования Минпросвещения России Наталья Костюк рассказала, что сегодня в профессиональной среде и родительском сообществе мнения об использовании цифровых технологий и гаджетов в детских садах разделились. «Мы видим две полярные точки зрения. Одни считают, что технологии важны и необходимы и нам нужно изучать, как их применять в дошкольном образовании, другие не понимают проблему вообще», — пояснила она.
По словам Костюк, современные технологии позволяют сделать более доступным и разнообразным инструментарий для развития ребенка, а взаимодействие всех участников процесса — более удобным. С другой стороны, гаджеты снижают активность ребенка, делают его восприятие более пассивным, а здоровье – слабым.
О том, какую пользу могут принести цифровые технологии, рассказал ректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Николай Веракса. «В детстве есть две стороны взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Одна сторона — освоение культуры. Оно происходит под руководством взрослых. Второе направление связано с пространством детской реализации, проявления его творческого начала, становления его как личности. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал результаты своей активности, которые будут приняты социальным окружением», — отметил Веракса. Цифровое устройство, по его словам, может быть и культурным средством, которое используется под контролем взрослого, и тем самым инструментом творческой реализации, которым ребенок будет пользоваться самостоятельно. Чтобы использование гаджетов не навредило ребенку, не привело к его изоляции от взрослых, важно найти оптимальные образовательные варианты в цифровой среде, считает эксперт.
Неправильное использование гаджетов может нанести ребенку непоправимый вред, который с годами будет только прогрессировать. Такие результаты показали исследования, проведенные МГУ. По словам доктора психологических наук, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Вераксы, с возрастанием экранного времени снижается слухоречевая память детей. При этом не важно, пассивное это было время или активное. «Дети, которые проводят перед экраном гаджетов менее 1 часа в день, обладают лучшей двигательной регуляцией и самоконтролем, чем остальные. С увеличением времени перед экраном возрастает сопротивление детей при завершении общения с электронным устройством. Формируется зависимость», — рассказал эксперт.
Не меньшую роль в формировании ребенка играет и его взаимодействие с педагогом: чем выше его качество, тем лучше у ребенка развиты зрительная рабочая память и сдерживающий контроль. «Чем продуктивнее педагоги взаимодействуют с детьми, тем более высокие результаты малыши показывают по целому спектру параметров развития. Возрастание роли гаджетов при низком качестве взаимодействия с воспитателем будет вести к регрессу», — добавил Веракса.
Результаты исследования МГУ подтверждают и данные экспертов АЦ, отметила Каракчиева. В начале декабря АЦ проанализировал статистические данные о численности детей с особенностями развития за последние 25 лет. «Некоторые группы приросли за последние 5 лет очень сильно. Одна из них – дети с речевыми отклонениями в развитии. Таким образом, мы можем прогнозировать изменения, которые произойдут, если не выстроить правильную систему общения детей с гаджетами», — отметила эксперт.
По мнению участников круглого стола, педагоги, работающие с цифровыми технологиями, должны знать законодательство в области защиты информации и персональных данных, уметь работать с гаджетами, консультировать родителей и обеспечивать безопасность образовательного процесса. Использовать цифровые технологии можно только при наличии необходимых условий и с согласия родителей.
«Цифровизация – это не завтра, это уже сейчас. Поэтому нам нужны новые нормативные, экономические, организационно-технические и технологические регуляторы. А чтобы перейти к их разработке, необходима научная база, которая покажет, в каком направлении нужно двигаться. Нам необходимы механизмы сопровождения детей, родителей и педагогов. У нас уже есть лучшие практики, и сейчас нужно их собирать и анализировать», — резюмировала Каракчиева.
Цифровизация меняет систему образования
Цифровые технологии влияют на образовательный процесс, взаимодействие между его участниками, задают новые ориентиры и вызовы. Особое значение имеет цифровизация дошкольного образования — первой ступени на всем пути обучения. Как использовать технологии на пользу детям и не навредить им, обсудили на круглом столе в Аналитическом центре.
«Вопрос цифровизации очень важный. Это тренд развития государства: в документах стратегического развития у нас определено, что это направление является одним из ключевых в рамках трансформации. Поскольку мы говорим о системе дошкольного образования, мы понимаем, что и на других ступенях образования (вплоть до высшего) у нас должна быть преемственность», – рассказала эксперт АЦ Инна Каракчиева.
Она отметила, что цифровизация дошкольного образования влияет на методологию обучения, подготовку кадров, работу с родителями, открытость системы и нормативно-правовое регулирование. «Современные дети с рождения попадают в среду, где есть технологии виртуальной и дополненной реальности. Наша задача – грамотно выстроить образовательный путь ребенка и взаимоотношения с родителями, пожелания которых тоже изменились», — добавила эксперт.
Начальник отдела дошкольного образования Департамента государственной политики управления образования Минпросвещения России Наталья Костюк рассказала, что сегодня в профессиональной среде и родительском сообществе мнения об использовании цифровых технологий и гаджетов в детских садах разделились. «Мы видим две полярные точки зрения. Одни считают, что технологии важны и необходимы и нам нужно изучать, как их применять в дошкольном образовании, другие не понимают проблему вообще», — пояснила она.
По словам Костюк, современные технологии позволяют сделать более доступным и разнообразным инструментарий для развития ребенка, а взаимодействие всех участников процесса — более удобным. С другой стороны, гаджеты снижают активность ребенка, делают его восприятие более пассивным, а здоровье – слабым.
О том, какую пользу могут принести цифровые технологии, рассказал ректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Николай Веракса. «В детстве есть две стороны взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Одна сторона — освоение культуры. Оно происходит под руководством взрослых. Второе направление связано с пространством детской реализации, проявления его творческого начала, становления его как личности. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал результаты своей активности, которые будут приняты социальным окружением», — отметил Веракса. Цифровое устройство, по его словам, может быть и культурным средством, которое используется под контролем взрослого, и тем самым инструментом творческой реализации, которым ребенок будет пользоваться самостоятельно. Чтобы использование гаджетов не навредило ребенку, не привело к его изоляции от взрослых, важно найти оптимальные образовательные варианты в цифровой среде, считает эксперт.
Неправильное использование гаджетов может нанести ребенку непоправимый вред, который с годами будет только прогрессировать. Такие результаты показали исследования, проведенные МГУ. По словам доктора психологических наук, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Вераксы, с возрастанием экранного времени снижается слухоречевая память детей. При этом не важно, пассивное это было время или активное. «Дети, которые проводят перед экраном гаджетов менее 1 часа в день, обладают лучшей двигательной регуляцией и самоконтролем, чем остальные. С увеличением времени перед экраном возрастает сопротивление детей при завершении общения с электронным устройством. Формируется зависимость», — рассказал эксперт.
Не меньшую роль в формировании ребенка играет и его взаимодействие с педагогом: чем выше его качество, тем лучше у ребенка развиты зрительная рабочая память и сдерживающий контроль. «Чем продуктивнее педагоги взаимодействуют с детьми, тем более высокие результаты малыши показывают по целому спектру параметров развития. Возрастание роли гаджетов при низком качестве взаимодействия с воспитателем будет вести к регрессу», — добавил Веракса.
Результаты исследования МГУ подтверждают и данные экспертов АЦ, отметила Каракчиева. В начале декабря АЦ проанализировал статистические данные о численности детей с особенностями развития за последние 25 лет. «Некоторые группы приросли за последние 5 лет очень сильно. Одна из них – дети с речевыми отклонениями в развитии. Таким образом, мы можем прогнозировать изменения, которые произойдут, если не выстроить правильную систему общения детей с гаджетами», — отметила эксперт.
По мнению участников круглого стола, педагоги, работающие с цифровыми технологиями, должны знать законодательство в области защиты информации и персональных данных, уметь работать с гаджетами, консультировать родителей и обеспечивать безопасность образовательного процесса. Использовать цифровые технологии можно только при наличии необходимых условий и с согласия родителей.
«Цифровизация – это не завтра, это уже сейчас. Поэтому нам нужны новые нормативные, экономические, организационно-технические и технологические регуляторы. А чтобы перейти к их разработке, необходима научная база, которая покажет, в каком направлении нужно двигаться. Нам необходимы механизмы сопровождения детей, родителей и педагогов. У нас уже есть лучшие практики, и сейчас нужно их собирать и анализировать», — резюмировала Каракчиева.
Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
Последние новости
98,4 процента российских девятиклассников успешно . . .
06.03.2024Учителя стали привлекать нейросети для проверки ко. . .
15.02.2024День IT-знаний 2023
04.10.2023