В последнее время внедрение цифровых технологий входит во все сферы жизни, в том числе и в образование. Между тем, отношение к цифровизации образования неоднозначно. Кто-то считает, что оно окажет благоприятное влияние на систему образования, другие, наоборот, не поддерживают эти преобразования, считают, что люди из-за них в скором времени утратят способность мыслить. Руководители обнинских образовательных организаций поделились своим мнением на этот счёт.В последнее время внедрение цифровых технологий входит во все сферы жизни, в том числе и в образование. Между тем, отношение к цифровизации образования неоднозначно. Кто-то считает, что оно окажет благоприятное влияние на систему образования, другие, наоборот, не поддерживают эти преобразования, считают, что люди из-за них в скором времени утратят способность мыслить. Руководители обнинских образовательных организаций поделились своим мнением на этот счёт.
«Так приятно видеть увлечённые глаза детей!»
В прошлом году в Обнинске, как и во многих других российских городах, открылся детский технопарк «Кванториум». Этому событию было посвящено много восторженных публикаций в СМИ. Однако после возбуждения громкого уголовного дела против создателя сети детских технопарков «Кванториум» Марины Раковой всё чаще стала звучать критика в адрес не только идеи детского технопарка, но и самого реформирования образования в целом.
В Обнинске «Кванториум» открылся на базе Центра развития творчества детей и юношества «Эврика». Вот что о детском технопарке говорит директор «Эврики» Марина Хоменко:
— Я считаю, что «Кванториум» – это шаг вперёд в дополнительном образовании. Мы получили современное оборудование, с помощью которого дети уже сейчас делают серьёзные вещи, ведут проектную и исследовательскую деятельность. Кроме этого, у нас в «Эврике» работают прекрасные педагоги, которые разрабатывают и реализуют великолепные программы, позволяющие развивать ребёнка. Я иногда заглядываю в аудитории во время занятий. Так приятно видеть любознательные, увлечённые глаза детей! Видно, что им интересно, они всё время задают вопросы. В Обнинске очень талантливые дети. Дай им знания – и они всё воспримут.
О проблемах, связанных с цифровизацией, Марина Алексеевна тоже говорила. Основная из них – недостаточная техническая оснащённость семей, вовлечённых в дополнительное образование. Например, когда педагоги «Эврики» во время объявления карантина вели свои занятия онлайн, некоторые ребята не могли к ним подключиться. У кого-то просто нет компьютеров, а у кого-то в семьях по несколько детей. И каждому нужен свой компьютер, чтобы посещать удалённые занятия. Иногда не хватает мощности компьютера, интернет срывается, кто-то живёт за городом. И до тех пор, пока не будет стабильной платформы, на которой учатся школьники, проблема, по мнению Марины Хоменко, будет оставаться.
Технический прогресс не остановить
А вот что думает по поводу цифровизации председатель общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», лауреат премии правительства России в области образования Лев Ляшко. «Интеллект будущего» – это детская научная творческая общественная организация, объединяющая детей и молодых людей, детские и молодёжные объединения. Многие из своих мероприятий – олимпиады, конференции, семинары – организация проводит удалённо с помощью сети интернет.
— Раньше средствами обучения были мел и доска, а сейчас к ним добавились мультимедийная доска, интернет – и так далее. В руках у педагога появляются огромные возможности. Поэтому если разумно использовать эти дополнительные средства, то и у педагогов, и у детей появляется больше возможностей для обучения – особенно для нашей организации. Мы работаем со всеми регионами России – с той же Камчаткой, например. Как школьникам оттуда приезжать к нам? Это сложно, дорого. Используя современные цифровые платформы, мы спокойно общаемся, работаем с ними, дети выполняют всевозможные задания и т.д. Это нам дает возможность для широких коммуникаций с регионами в любое время. Лев Юрьевич считает, что технический прогресс не остановить – так же, как нельзя остановить производство машин или самолётов, хотя они тоже представляют опасность. Есть определённый вред и от телевидения. Но мы без этого жизнь свою уже не представляем. Так и здесь. Технический прогресс идёт, и цифровизация однозначно будет повсеместно внедряться, и уже внедряется.
— Но образование не должно полностью замыкаться на цифровом формате. И безусловно остаётся огромной роль живого общения. Цифровое образование – это просто дополнительное достижение. Мы читаем книги, а можем посмотреть телевизор. Но ведь книги никто не отменяет, и их значения никто не оспаривает. Кто-то вообще телевизор не смотрит, а только читает. Я не вижу большого противоречия в том, что цифровизация идёт,– говорит Лев Юрьевич.
Цифровизация – дополнительный инструмент для учителя
А что о цифровизации думают директора школ? Старейшая обнинская школа №1 ввела её одной из первых. Начинала цифровизацию внедрять там начальник управления общего образования администрации Обнинска Татьяна Волнистова, когда работала в этой школе завучем. В 2007 году она стала лауреатом обнинского конкурса «Человек года» в номинации «Образование» за программу по включению программных средств в учебный процесс и обучению педагогических работников передовым цифровым технологиям. Об этом рассказала директор школы №1 Галина Полякова.
— Вы говорите: цифровизации боятся. Я, глядя на опыт нашей школы, могу сказать, что ничего в традиционной образовательной системе не изменилось. Поменялся лишь функционал, он стал более современным. Я считаю, что это очень хорошо, когда в школе появляются новые компьютеры, подключённые к интернету, когда можно посмотреть что-то по теме урока, дополнить учебный материал видеорядом, картами, схемами, на уроке английского языка послушать живую английскую речь, на уроке музыки посмотреть оперу, пройти тестирование. Цифровизация упрощает учителю подготовку к уроку – ему теперь не нужно самому изготавливать учебные пособия, как раньше, носить с собой карты – и делает урок более насыщенным и интенсивным. Но «цифра» не должна заменять учителя, учитель всё равно остаётся главным в образовательном процессе.
В 1-й школе сейчас уже идёт переоснащение, старые компьютеры и цифровые панели заменяются новыми, более современными. На уроках биологии дети там пользуются электронными микроскопами, подключёнными к ноутбукам. Учащиеся, находящиеся на индивидуальном обучении, присутствуют на уроках удалённо, по скайпу. Это упрощает и расширяет возможности образования, считает Галина Полякова. А вот мобильные телефоны, которые дети приносят с собой в школу, очень на уроках мешают.
Главное – чувство меры
Директор школы №11 Анатолий Гераскин прекрасно помнит, как в 90-е годы в образование педагоги-новаторы внедряли системно-деятельностный подход. Сейчас он взят за основу, хотя тоже до сих пор вызывает споры. При системно-деятельностном подходе в учебном процессе главное место отводится самостоятельной познавательной деятельности школьника. Но не обесценивается ли при этом роль педагога?
— Я считаю, что учитель в учебном процессе должен выступать сопровождающим. Но при этом нужно учитывать возрастную физиологию. Когда ребёнок маленький, учитель ведёт ребёнка, всё объясняет ему. Когда ребёнок становится старше, естественно, учитель должен понемногу уходить в тень. Сегодняшняя ситуация, когда учащиеся должны сдавать ЕГЭ, предполагает максимальную самостоятельность ребёнка на экзамене, где никакой помощи и поддержки он не получит. Ребёнок самостоятельно должен взять задание и выполнить его от начала до конца. Если эта практика не будет отработана, значит, на экзамене он проиграет. Об этом идёт речь. А роль учителя никто не отменял. Она всегда была и будет. Вопрос в том, какова эта роль в разных ситуациях.
Анатолий Афанасьевич считает, что цифровизация – это веяние времени. И от неё никуда не денешься. Наступает день, его сменяет ночь – с этим приходится считаться. Если есть чувство меры и грамотно к этому подходить, то цифровизация – благо. Если перегружать ею учебный процесс и бестолково пользоваться, то будет отрицательный результат, – уверен директор школы.
Цифровизация в образовании: за и против
В последнее время внедрение цифровых технологий входит во все сферы жизни, в том числе и в образование. Между тем, отношение к цифровизации образования неоднозначно. Кто-то считает, что оно окажет благоприятное влияние на систему образования, другие, наоборот, не поддерживают эти преобразования, считают, что люди из-за них в скором времени утратят способность мыслить. Руководители обнинских образовательных организаций поделились своим мнением на этот счёт.В последнее время внедрение цифровых технологий входит во все сферы жизни, в том числе и в образование. Между тем, отношение к цифровизации образования неоднозначно. Кто-то считает, что оно окажет благоприятное влияние на систему образования, другие, наоборот, не поддерживают эти преобразования, считают, что люди из-за них в скором времени утратят способность мыслить. Руководители обнинских образовательных организаций поделились своим мнением на этот счёт.
«Так приятно видеть увлечённые глаза детей!»
В прошлом году в Обнинске, как и во многих других российских городах, открылся детский технопарк «Кванториум». Этому событию было посвящено много восторженных публикаций в СМИ. Однако после возбуждения громкого уголовного дела против создателя сети детских технопарков «Кванториум» Марины Раковой всё чаще стала звучать критика в адрес не только идеи детского технопарка, но и самого реформирования образования в целом.
В Обнинске «Кванториум» открылся на базе Центра развития творчества детей и юношества «Эврика». Вот что о детском технопарке говорит директор «Эврики» Марина Хоменко:
О проблемах, связанных с цифровизацией, Марина Алексеевна тоже говорила. Основная из них – недостаточная техническая оснащённость семей, вовлечённых в дополнительное образование. Например, когда педагоги «Эврики» во время объявления карантина вели свои занятия онлайн, некоторые ребята не могли к ним подключиться. У кого-то просто нет компьютеров, а у кого-то в семьях по несколько детей. И каждому нужен свой компьютер, чтобы посещать удалённые занятия. Иногда не хватает мощности компьютера, интернет срывается, кто-то живёт за городом. И до тех пор, пока не будет стабильной платформы, на которой учатся школьники, проблема, по мнению Марины Хоменко, будет оставаться.
Технический прогресс не остановить
А вот что думает по поводу цифровизации председатель общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», лауреат премии правительства России в области образования Лев Ляшко. «Интеллект будущего» – это детская научная творческая общественная организация, объединяющая детей и молодых людей, детские и молодёжные объединения. Многие из своих мероприятий – олимпиады, конференции, семинары – организация проводит удалённо с помощью сети интернет.
Цифровизация – дополнительный инструмент для учителя
А что о цифровизации думают директора школ? Старейшая обнинская школа №1 ввела её одной из первых. Начинала цифровизацию внедрять там начальник управления общего образования администрации Обнинска Татьяна Волнистова, когда работала в этой школе завучем. В 2007 году она стала лауреатом обнинского конкурса «Человек года» в номинации «Образование» за программу по включению программных средств в учебный процесс и обучению педагогических работников передовым цифровым технологиям. Об этом рассказала директор школы №1 Галина Полякова.
В 1-й школе сейчас уже идёт переоснащение, старые компьютеры и цифровые панели заменяются новыми, более современными. На уроках биологии дети там пользуются электронными микроскопами, подключёнными к ноутбукам. Учащиеся, находящиеся на индивидуальном обучении, присутствуют на уроках удалённо, по скайпу. Это упрощает и расширяет возможности образования, считает Галина Полякова. А вот мобильные телефоны, которые дети приносят с собой в школу, очень на уроках мешают.
Главное – чувство меры
Директор школы №11 Анатолий Гераскин прекрасно помнит, как в 90-е годы в образование педагоги-новаторы внедряли системно-деятельностный подход. Сейчас он взят за основу, хотя тоже до сих пор вызывает споры. При системно-деятельностном подходе в учебном процессе главное место отводится самостоятельной познавательной деятельности школьника. Но не обесценивается ли при этом роль педагога?
Анатолий Афанасьевич считает, что цифровизация – это веяние времени. И от неё никуда не денешься. Наступает день, его сменяет ночь – с этим приходится считаться. Если есть чувство меры и грамотно к этому подходить, то цифровизация – благо. Если перегружать ею учебный процесс и бестолково пользоваться, то будет отрицательный результат, – уверен директор школы.
Источник: BezFormata.Com.
Последние новости
98,4 процента российских девятиклассников успешно . . .
06.03.2024Учителя стали привлекать нейросети для проверки ко. . .
15.02.2024День IT-знаний 2023
04.10.2023